Архангельск, Новгородский проспект, 32,
4-й этаж, офис 401
тел.: 63-77-15
моб: 8-909-553-50-39
e-mail: manager1@pomorsv.ru

Мы в Instagram

Резьба по дереву

Лес, а точнее – дерево явилось основой славянской цивилизации, определив не только тип строительства (деревянные избы) и тип хозяйствования (общинное житьё), но и изготовление практически любого инструмента, приспособления, оборудования, посуды, предметов обихода… Обилие бесплатного материала обусловило «деревянный» характер славянской, а позже – русской культуры. И даже после начала каменного строительства, дерево долгое время (фактически – до сих пор) являлось наиважнейшим строительным материалом. Естественно, рядом со строительной традицией развивалась и традиция резьбы по дереву. Можно предположить, что искусство резьбы по дереву зародилось задолго до появления славянской государственности, ещё во времена общинного строя, так как искусство украшения «вообще» было присуще даже неандертальцам. При раскопках древних городищ и курганов на территории России археологами были найдены различные приспособления, которые использовали древние мастера резного дела: топор, тесло, ложкарь, струг и долото.

Технология резьбы всегда оставалась неизменной. Сначала на дерево наносился рисунок – ознамёнка. А затем мастер приступал к выполнению замысла. Топор – главный инструмент не только плотника, но и резчика. Топором обрабатывали внешние формы, убирая лишнее. Стругом выравнивали внешнюю поверхность, а тесло, напоминающее мотыгу, использовали для выборки внутренних объемов. Название ложкарь говорит само за себя: этим кольцевидным ножом, укреплённым на металлическом стержне, выравнивали внутреннюю поверхность ложек, ковшей, чаш, ендов и другой посуды. Думаю, что остальные названия инструментов – долото, пила и бурав – в пояснениях не нуждаются...

Мотивы рисунков мастера-резчики черпали в окружающей жизни. Наиболее древними являются простые элементы резьбы, сохранившиеся неизменными по сей день: разнообразные черты, кресты, зигзаги и круги, отражающие представления наших предков об устройстве мира.   Украшенные ритуальной резьбой бытовые предметы даровали поддержку в делах, но, естественно, мастерски выполненное украшение всегда ценилось больше, чем обычная поделка. Кроме геометрических орнаментов в славянской, а позже – русской резьбе по дереву, были распространены изображения коней и уточек, отображающих «кочевую» и «охотничью» память рода. Не редкими были изображения мифических персонажей – сказочных зверей, русалок.  В Эрмитаже хранится ковш-ложечка с ручкой в виде птичьей головы – его время изготовления – приблизительно III век до нашей эры. Таким образом, резьба по дереву, как вид искусства, уже была распространена на территории России почти две с половиной тысячи лет назад. Ближе к раннему средневековью в традиционные (кочевые и охотничьи) мотивы, вплетаются растительные узоры византийского происхождения – плетёные гирлянды из цветов, трав, листьев. Широкое распространение растительных орнаментов было связано с распространением христианства: растительные узоры покрывали резные иконы, иконостасы, алтарные двери, царские врата в XIV и XV веках.
В XVI веке при Кремлевской Оружейной палате, среди прочих была заведена мастерская резных и столярных дел, где был создан уникальный образец русской резьбы по дереву – молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля, покрытая сложнейшими резными орнаментами и сюжетными композициями. В это же время, возможно – из-за приглашения иностранных мастеров, появляется новые растительные элементы – «фрящина», занесённая итальянцами. Уже в XVI веке характер резьбы по дереву меняется, становится более объёмным, в отличие от «плоских» ранних рельефов.  В XVII веке, с появлением немецких мастеров, в русскую резьбу добавились готические мотивы. Несомненно, наиболее выдающимся памятником резному делу был, спроектированный и построенный во второй половине XVII века Коломенский дворец в Москве.   В романе «Чёрные люди» писатель Всеволод Иванов так описывает это событие: «…По всей земле летом искали царские воеводы резчиков, мастеров искусных. Собраны они теперь в селе Коломенском. Работает столяр первых статей Клим Михайлов, что работал на службе близ крепости у князя Куракина, а после у патриарха Никона, работал восемь лет в Воскресенском патриаршем монастыре. Да ученик у него, у Климки, Федька Микулаев, крестьянский сын, тоже столяр знатный... Да еще монах, стрелец Арсений, резчик искусный, да Давыд-резчик, тоже монах... да еще мастеров без счету... Режут хитро сквозные гребни на верховые князья-бревна на крышах, со львами, медведями, конями, орлами, петухами, рыбами, травами, цветками, стругают и режут причелины, подвески, подзорники - узорные прорезные доски со зверями, солнцами, фараонами, ровно полотенца шитые, режут наличники светличные с колонками, наличники краснооконные, волоковые с птицами райскими - с Сирином да с Гамаюном, со псами зубастыми, с виноградными гроздьями среди лапчатых листьев, двери резные с узорами на персидское да на китайское дело, с косяками узорчатыми, словно гладью вышитые... и все красят в алый, розовый, лазоревый, красный, желтый, изумрудный цвета, золотят чисто…» (Иванов Вс. Чёрные люди. М., 1962, с. 563.)
Возможно, верхом русской резьбы по дереву можно считать произведения столичных мастеров в Санкт-Петербурге. Кстати, отличным резчиком являлся и сподвижник Петра I, столяр Нартов.Но если «столичная» резьба пестрит множеством иностранных вкраплений, но в провинции сохранилось огромное количество «традиционной» русской резьбы. Лучшие образцы такой резьбы, сохранились, естественно, на Русском Севере – в Карелии, Вологодской и Архангельской областях. Чудесным образцом северного стиля резьбы по дереву является щепная Птица счастья.


Магазины


Контакты

 

Рейтинг@Mail.ru